Ш Ш Назад Ч Ч

Шпионские страсти в XXI веке 23/08/2000

     Как никогда ранее информация становится продуктом, имеющим вполне реальную, даже в денежном выражении, ценность. Ее использование может привести к совершенно противоположным результатам: от изобретения нового лекарства, спасшего тысячи жизней, до развязывания новой, очень или не совсем локальной войны с тысячами жертв.

     Ситуация еще более обострится, когда конфликты, будь они экономического характера, станут "разрешаться" нетрадиционными методами, будь то программы-вирусы, уничтожающие информацию, или нахождение дыр в защите информационных систем противника. Тогда призом для победителя становится обладание определенными сведениями или лишение вражеской стороны этих самых сведений. Поистине: "владеющий информацией владеет миром".

     Борьба за получение необходимой информации велась человечеством с самого зарождения цивилизации. Во сколько, например, оценить знания об умении добывать огонь, выплавлять железо, искать нефть, делать порох или пироксилин? Интерестно, что методы добывания сведений сегодня недалеко ушли от обычного подглядывания и подслушивания наших предков: изобретались устройства, совершенствовались технологии для "вооружения" органов чувств, через которые мы получаем львиную долю информации об окружающем мире.

     Вплоть до 60-х годов слежка оставалась низкотехнологичной и заключалась в преследовании интересующих субъектов, разведка велась путем засылки агентов и трудоемкого анализа информации, поступавшей из различных источников (в том числе и открытых в СМИ), что требовало привлечения огромного числа человеческих ресурсов. По некоторым данным, в СССР количество негласных осведомителей, т. е. "собирателей информации", составляло около 10 млн. В ходе холодной войны значительно усовершенствовались технологии электронной слежки, при этом особое внимание в 80-90 годах стали уделять автоматизации обработки информации. Это, с одной стороны, позволило снизить колличество привлекаемых к прцессу слежения, а сдругой, повысить конфиденциальность подобных мероприятий.

     Современные технологии слежения объединили в себя средства несанкционированного доступа к кабельным системам передачи, наземные комплексы радиоперехвата, космические системы радиоэлектронной разведки (РЭР) и множество других способов сбора информации с компьютерным анализом данных. И что характерно, при организации систем слежения проявляется вечно стремление служб безопасности любой страны мира знать все обо всех, оправдывая огромные материальные вложения государственной безопасностью, борьбой с международным терроризмом и организованной преступностью (в 1994-1998 годах в США запущенно восемь космических аппаратов радиоэлектронной разведки нового поколения, стоимость каждого из которых составляет около $1 млрд).

     Представим ситуацию, когда двое коллег обсуждают по телефону важный деловой вопрос (например, о поставках цветных металлов, оборудования, продовольствия и т. д.). На каком-то участке при передаче используется радиоэфир: будь это связь по сотовому мобильному телефону(GSM или NMT - не имеет значения), транкинговая радиостанция или радиорелейные линии. Нет никаких проблем для разведывательного спутника, висящего на высоте 40 тыс. километров над поверхностью Земли, перехватить их разговор.

     Перехваченные радиосигналы поступают в наземный комплекс обработки информации, где специальные компьютерные прграммы распознавания речи выделят нужные сообщения, используя словарь ключевых слов, составленный в интересах заказчика информации. Последняя передается заинтерисованным организациям: к примеру, конкурентам наших вышеописанных собеседников. Даже если разговор ведется заранее условленными терминами, отбор может проводиться по номеру телефона интересующего абонента и даже тембру голоса. Использование же специальных устройств шифрования голоса (скремблирования) всего лишь несколько задержит обработку информации, проводящуюся мощнейшими вычислительными системами.

     Данная картинка отнюдь не фантазия. Одна из таких систем глобального электронного надзора под названием "Эшелон" (Echelon) создана США после Второй мировой войны для слежки над системой телекоммуникаций СССР и находится под управлением американского Агенства Национальной безопасности (NSA - National Security Agensy). Спецслужбы Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии также сотрудничают с NSA. После окончания "холодной войны" сеть стала использоваться для комерческого шпионажа в интересах стран-участниц, а ее целью, в отличие от большинства военных систем электронного шпионажа такого масштаба, являются в основном гражданские объекты. Она реализует выборочный контроль из огромного потока информации, проходящего, например через спутники Intelsat, которые передают большинство телефонных разговоров, радиопередач, факсов, телексов и электронной почты. Система Эшелон способна контролировать до двух миллионов сообщений в час. Станции обработки сообщений расположены в США, Новой Зеландии, Австралии, Гонконге и Великобритании. Каждый центр отвечает за определенный регион. Для анализа информации специальными программами используется набор ключевых слов, фраз, имен и географических названий: "плутоний", "Северная Корея", "революция", "Хусейн", "кредитная карта" и т. п. Проводится декодирование и разделение перехваченной информации по классам (дипломатическая, политическая, экономическая, технологическая, военная и др.).

Нет Большому Брату!

21 октября 1999 года группа активистов предприняла попытку атаковать секретную шпионскую сеть Echelon. Электронные письма призывали отправлять сообщения с "подрывными" словами, чтобы "забить" эту систему. Организаторы акции призывали людей вывести Echelon из строя, посылая своим друзьям и в списки рассылки сообщения, содержащие не менее 50 слов, обозначенных в этой системе. На сайте Jam Echelon Day (http://www.echelon.wiretapped.net/) приводится ряд примеров с бессмысленными предложениями, содержащими "ключевые слова" .

     В черный список входят не только террористические организации, но также и предприятия, являющиеся конкурентами для американских фирм. В сферу интересов спецслужб входят такие общественные организации, как Гринпис и гуманитарная Христианская помощь. К жертвам шпионажа можно отнести многие компании в Германии, Франции и Швеции. Известны случаи (все высказывания по этому поводу пока никто не опроверг), когда NSA передавало конфиденциальную информацию о перспективных контрактах их американским конкурентам. Именно последний факт, связанный с экономической разведкой, больше всего беспокоит правительства европейских стран.

     Долгое время информация об Эшелоне оставалась тайной и черпалась из неофициальных источников. Даже опубликованный в январе 1998 года доклад Европарламента "Оценка техники политического контроля", в котором она описывалась. Однако в марте 1999 года правительство Австралии подтвердило существование системы глобального электронного контроля Эшелон и тот факт, что ее спецслужба Defence Signals Directorate передает данные радиоперехвата США и Великобритании.

     Политики, общественные организации и средства массовой информации в Европе и США выражают озабоченность нарушением прав и свобод своих граждан ведением тотального надзора. Пока же, по информации английского аналитического издания Statewatch, правительства стран Европейского союза договариваются об организации своей международной сети прослушивания. По инициативе ФБР(FBI) и NSA страны-члены ЕС хотят узаконить полицейский контроль над информационным обменом.

     Проект под названием "Enfopol 98" (Enforcement Police) предусматривает всесторонний контроль телефонных разговоров по обычным и мобильным сетям, факсов и электронной почты. После этого полицейские органы стран-членом ЕС по решению Совета смогут прослушивать сообщения по своему усмотрению.

     Владельцы радиотелефонов и компьютерных сетей будут обязаны оказывать всемерную поддержку полиции. В будущем они должны будут подготовить в своих системах "точки проникновения" для полицейского прослушивания, причем, разумеется, бесплатно. Если следовать предложениям европейских служб, то даже будет запрещено кодирование конфиденциальной информации фирм. Тем самым будут открыты все доступы для экономического шпионажа.

     Аналогичные законопроекты и директивы о мониторинге национальных сетей органами безопасности присутствуют практически в любой стране с развитой телекоммуникационной структурой и находятся в стадии обсуждения (в Украине сейчас прорабатывается проект закона "О телекоммуникациях", который вменяет в обязанность операторов установление аппаратуры съема информации). До настоящего времени национальные органы безопасности по закону могли прослушивать разговоры только в том случае, если ведется следствие. Например, в случае кражи в особо крупных размерах или в случае угрозы безопасности государства. При этом необходимо получение разрешения суда или специальных контролирующих органов.

     Согласно заключению ЕС, полномочия европейской полицейской службы Европол (Europol) простираются очень далеко. С июля 1999 года она может сохранять интимные данные о гражданах в широком объеме в своих базах данных, даже, например, об их сексуальной ориентации и проблемах со здоровьем. Без суда граждане стран Европейского союза не могут потребовать удаления из баз Европола данных о себе. Злоупотребление информацией сотрудниками Европола не наказывается, они даже пользуются пожизненной неприкосновенностью!

     Целью проекта Enfopol является создание на всей территории Европейского союза технической инфраструктуры для проведения мероприятий прослушивания. Причем речь идет как о перехвате внутренних сообщений, так и внешних. Высказываются и опасения по поводу возможного объединения европейских систем слежения с Эшелоном. Но эффективность этой шпионской гиперсети в борьбе, например, с терроризмом и преступностью пока у многих специалистов вызывает определенные сомнения.